Остатки рая на Земле.

13 Декабря 2017

"Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей своей славе не одевался так, как всякая из них" (Мф. 6,28)

       В "Книге природы" цветы занимают особое место. Воистину их можно назвать остатками рая на земле, напоминающими нам о неизреченной красоте и славе Царства Небесного. Кто-то из святых сказал, что Творца можно познать через созерцание одного единственного цветка. И с этим нельзя не согласиться. Сколько изящества и совершенства таят в себе даже скромные полевые букеты. Невозможно не удивляться бесконечному разнообразию линий и форм, нежнейшим оттенкам цвета, смелым и изысканным сочетаниям палитры природы, перед которой бледнеют известнейшие полотна фламандских живописцев.

        Останови, человек, свой суетный бег, наклонись к цветку, что растет для тебя, напоминая о вечной красоте. Вглядись в чистые переливы цвета, коснись руками атласа лепестков, вдохни тонкий аромат, и, если жива твоя душа, она не сможет остаться равнодушной, но умилением и любовью откликнется на это явление любви Божией к людям.

       Господи! Если эти цветы только остатки рая, то какова же красота Твоего Царства, о котором сказано в Писании: "не видел того глаз, не слышало ухо, не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (Ис. 64, 4; 1Кор.2,9).

       Поэтому церкви – эти домы Божии на Земле – всегда так прекрасно украшаются цветами. Христиане с сердцами, полными любви и веры, несут живые цветы Живому Богу, превращая храм в подобие обители небесной. И нежные цветочки, будто чувствуя особое предназначение, цветут удивительно пышно и долго, помогая молящимся оторваться от земных попечений и вспомнить о небе.

       Церковь, как Невеста Христова, особенно бывает украшена в великие христианские праздники. Прекрасные цветочные композиции, составленные умелыми руками благоукрасителей-флористов, не только дополняют убранство храма, но и по-своему участвуют в службе.

       Внимательные прихожане, наверное, замечали, что палитра цветов, украшающих храм, не случайна, и цветочная гамма часто перекликается с символическим цветом праздника.

       Так, на Пасху букеты расцветают всеми оттенками красного, подчеркивая пасхальную радость о Воскресшем Господе. Красный - цвет вечной красоты и премудрости, цвет Воскресения. Пасха красная! Украшены цветами трисвечники в руках пастырей, "цветут" дьяконские свечи. Куда ни посмотришь - цветы и улыбки. Пасха.


       Но еще совсем недавно, в Великую Пятницу здесь, в храме, стояла сень с Плащаницей Господа нашего Иисуса Христа, утопающая в  белых цветах - символе чистоты и торжественной скорби.

       У белого цвета очень много глубоких смысловых значений, пожалуй, главный из которых - это чистота. Так же белыми цветами украшается и Плащаница  Божией Матери.

 

       В символике богослужений синий цвет - цвет Богородичный. Он передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. Вся церковь в Богородичные праздники облачается в синий цвет, но цветы, как исключение из общего цветового строя, часто остаются нежно-белыми, символизируя девственную чистоту и непорочность души Девы Марии, принятой на руки Спасителем в день Ее Успения.

       Как глубоки по содержанию и как спасительны в своем молитвенном напряжении Великие христианские праздники! Для Бога нет времени, поэтому каждое празднуемое событие из жизни Спасителя, Пресвятой Богородицы и святых, совершается здесь и сейчас.

       В день Преображения Господня нетварный фаворский свет пронизывает всех молящихся, которые душевными очами созерцая преображенного Господа, восклицают с апостолами: "Хорошо нам здесь быть!" 

       Белый цвет - главный цвет праздника Преображения. Белыми, как снег, стали ризы Иисуса Христа, явившего перед учениками славу Своего Божества (Мф. 17,1 - 13; Мк. 9,2 - 8; Лк. 9,28 - 36) И вся церковь в этот день светится особым светом, блистающим на ризах священнослужителей, на праздничных платочках молитвенниц, и на белоснежных цветах.

        Удивительное чувство охватывает, когда входишь в церковь, особенно в дни праздничных богослужений. Молитвенное пение, благоуханный фимиам, образы святых и - цветы... Не знаешь, где стоишь: на земле или на небе. Особенно глубоко переживаешь это состояние в день Святой Троицы.


      Переступая порог храма, вдруг понимаешь, что так может быть только в раю. Сквозь живую зелень березок смотрят глаза живых святых. Рушится средостение материального мира и душа с умилением и трепетом предстоит Самому Богу.

      И вновь цветам отводится особое символическое место в убранстве храма: Церковь с явлением в ней благодати Святого Духа, процвела, по выражению праздничного песнопения, как крин (цвет), поэтому цветы в руках пастырей и паствы являются символом нетленной красоты Церкви торжествующей, прославленной и украшенной подвигами святых угодников Божиих. Цветочки на Троицу могут быть различных тонов и оттенков, как различны дарования Духа Святого.  

       Есть в символике церкви и еще один удивительный цвет - желтый, напоминающий в своих оттенках золотой. Золото есть символ Божественного света и имеет особое значение царственности славы и достоинства.

       Воскресные дни, а так же дни памяти апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета - это связано с образом Христа Великого Архиерея и тех святых, которые в Церкви знаменовали собой Его присутствие и имели полноту Благодати высшей степени священства.

       В нашем храме, в престольные праздники святителя Николая, золотисто-желтый цвет становится главным и в цветочных композициях, перекликаясь с золотыми ризами священнослужителей, с золотом иконостаса, с золотым светом свечей. Ликует церковь, ликует и душа. Святителю отче Николае моли Бога о нас!              

Еманова Людмила Николаевна                  



Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.