28 Апреля 2019

 Пасха, без сомнения, самое главное событие в жизни верующего человека. Это и есть Жизнь. Воскресение и торжество неиссякаемой любви Творца: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3: 1). В этот радостный и важный период для каждого православного христианина мы хотим поговорить о пасхальной радости. Откуда она приходит и что делать, если на Пасху тебя одолевают грусть, печаль и даже уныние?.. О чем подобное состояние может свидетельствовать? Как не бояться радоваться и делиться пасхальной радостью с другими людьми?

 Среди моих знакомых, пожалуй, нет такого человека, которому во время Великого поста удалось бы реализовать все намеченное, по крайней мере, так они говорят. И часто как раз к Пасхе охватывает ощущение, что пост вновь прошел впустую, накрывает прям-таки пасхальное уныние. Почему так происходит? Можно ли «заслужить» пасхальную радость или она дается исключительно по благодати?

 Если по завершении поста человек скажет себе: «Отлично, у меня все получилось», — с духовной точки зрения это будет самый худший момент. Подлинно духовная жизнь заключается в постоянном стремлении к новым высотам и ориентирам, в максимально трезвом и критичном к себе отношении.

 И если вдруг вы почувствуете, что пост прошел «удачно», — бейте в набат, потому что в духовной жизни у вас явно что-то не так. Если есть ощущение, что достигли каких-то высот, это как раз признак горделивого самолюбования — ничего больше. Вспомните, когда святой Сисой Великий умирал, он сокрушался и говорил: «Не знаю, положил ли я и начало покаянию». Вот к чему нужно стремиться.

 На ум приходит параллель с дискуссией о «достойном» и «недостойном» причащении. Противники частого причащения настаивают на том, что, если приступать к таинству каждое воскресенье, невозможно каждый раз основательно подготовиться, а значит, и достойно причащаться. Но этот аргумент не выдерживает никакой критики. Разве более длительная подготовка к Причастию по традициям и правилам XIX века (когда люди причащались несколько раз в год) делает причастника достойным принять Христа? «Никто же достоин»! Собственно, мы и приступаем к этому таинству именно потому, что греховны и нуждаемся в исцелении, во всемогущей помощи Божией.

 Точно так же обстоит дело и с постом. Если по завершении поста видим в своей душе одни только язвы и изъяны — это уже хороший результат. На протяжении Великого поста в молитве преподобного Ефрема Сирина мы ежедневно просим именно этого: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения». Видеть свои грехи, недостатки и недоработки — бесценный дар. И видеть не для того, чтобы унывать: ах, у меня не получилось (опять-таки, акцент ставится на своем «Я»), но чтобы смиренно сказать: «Господи, дай мне сил, чтобы я хоть чуть-чуть стал лучше. Господи, помоги мне, укрепи. И благодарю за то, что Ты дал мне увидеть мои недостатки».

 Приступая к лечению любой болезни, врач первым делом проводит анализы и обследования — только так ему удается поставить правильный диагноз и назначить лечение. На основании одной фразы «мне плохо» вылечить невозможно. Так же и с душой. Какие именно болезни ее одолевают, как раз постом и можно понять.

 Что-то, возможно, по благодати Божией у нас и получится в себе изменить, но что-то обязательно останется как поле для дальнейшей борьбы со страстями и грехами. В этом деле нашими полководцами становятся святые отцы и, конечно же, духовный наставник. А насколько успешно все пройдет, зависит, во-первых, от благодати Божией, а во-вторых, от нашего усердия.

 Если очень утрированно, то действие благодати можно сравнить с системой грантов. Прийти в фонд и просто сказать: «Вот, я хороший человек, у меня есть фантастические идеи, дайте-ка мне пару миллиончиков, и я их все осуществлю» — недостаточно. Грант выделяется только в том случае, если уже были приложены значительные усилия: как минимум подробно прописана идея, просчитаны затраты и составлен бизнес-план. Так и человек — если хочет, чтобы Господь пришел ему на помощь, должен и сам сделать для этого конкретные шаги, и тогда начнет действовать Божия благодать.

 Вспомним первую Заповедь блаженств: «Блаженны нищие духом». «Нищие» означает «нуждающиеся». Блаженны те, кто нуждается в Духе Святом. Мы должны стремиться к внутреннему ощущению нужды во всесильной помощи и благодати Святого Духа. Только в этом случае, возможно, мы когда-нибудь преуспеем и станем лучше.

 Хочется также отметить, что Великий пост готовит нас сперва к Страстям Христовым, а затем уже ко встрече Светлого Христова Воскресения. Страстная седмица — время особенно возвышенное. Многие благочестивые христиане на это время берут отпуск, чтобы посещать все богослужения. Бывая в дни Страстной седмицы в храме, человек день за днем идет со Христом — находится рядом с Ним и в Гефсимании, и на суде у Пилата, и у Креста. И таким образом может действительно подготовиться к Пасхе, чтобы, подобно апостолам, после всех трагических событий с чистым сердцем встретить воскресшего Господа: «Сподоби нас чистым сердцем Тебе славити».

 Воскресение Христа стало совершенно иррациональным событием, выходящим из ряда вон, которое нельзя было объяснить человеческими понятиями: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». И действительно, где Господь хочет, побеждается естественное течение событий, потому что Воскресение — это победа над естеством.

 Так же и пасхальная радость приходит необъяснимым путем. Она появляется из ниоткуда. Ее дарит Господь. Сам себя человек не может заставить радоваться. Пасхальная радость — действие благодати Божией, которая подкрепляла нас Великим постом, вдохновляла во время Страстной седмицы и дала радость встречи Светлого Христова Воскресения.

 Если человек в Великий пост сознательно шел к Пасхе: постился, молился, был в храме, но в сам праздник этой радости так и не ощутил, о чем это может свидетельствовать?

 Конечно, радость — преобладающее состояние для верующего человека в день Пасхи. Но христианство — не лагерь и не воинская часть, где все по команде шагают налево или направо. Церковь — живой организм. И Господь дает каждому человеку именно ту благодать, которая ему полезна, нужна и важна в данный момент. В 118-м псалме есть слова: Благо мне, яко смирил мя еси. И дальше: Яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118: 71).

 Оправдание — это заповеди. Для чего Господь смиряет человека? Чтобы научить заповедям Божиим.

 И если на Пасху у нас не самое радостное состояние, нужно задуматься о том, что препятствует нашей радости. Ведь пасхальная радость — это состояние человека, максимально очистившегося от грехов. Но не нужно унывать, если вдруг на Пасху охватывает чувство скорби, уныния. Все это — лишь повод задуматься, где мы не доработали, что в нас еще не исправлено.

 Такое духовное состояние — еще один толчок, чтобы лучше научиться исполнению Христовых заповедей, просить у Господа благодать и силы трудиться в нужном направлении.

 Если пост называется «весной души», то Пасха — момент, когда душа расцветает… Пост можно сравнить с пробуждающейся природой: тает снег, бегут ручьи, набухают почки, все готовится расцвести бурным прекрасным цветом. Пасха — как бы завершающий период, когда появляются листочки и цветы, когда становится, наконец-то, тепло, когда вся природа радуется пришедшему теплу и приветствует новую Жизнь.

 Пасха — завершение подготовительного пути, когда мы старались быть вместе со Христом в период Великого поста. Пасха — действительно утешительная радость и подарок нам от Господа.

 Архиепископ Иона (Черепанов)



Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.