17 Июля 2023


12 июля 2023 года был утверждён договор между Государственной Третьяковской галереей и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Лавре иконы Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым.

В СМИ этому событию предшествовали разномыслия относительно планируемой передачи святыни в своё историческое лоно. Да и после этой даты, весьма вероятно, некоторое время всё ещё будут возгораться споры и раздаваться реплики негативного характера на просторах массмедиа. Между тем, назначение и, очевидно, местонахождение всякой вещи определяется её целью. 

Согласно православной христианской мысли, икона – это богословие в красках, мистический опыт переживания Бога человеком, выраженный им при помощи художественного дара. Икона предназначена для молитвенного созерцания человеком этого опыта: путём всматривания в это «окно» иного мира, приоткрывшегося иконописцу. Таким образом, об иконе понятно, что она предназначена для места молитвы, храма. Что же известно нам об иконе «Троица»? И какая связь между ней и Свято-Троицкой Сергиевой лаврой?  

«Троица» была написана преподобным Андреем Рублёвым по просьбе ученика и второго после святого Сергия Радонежского игумена Троицкой обители – преподобного Никона Радонежского. Рождение этого шедевра случилось в первой четверти XV века. В попытках разгадать до конца все загадки этой древней иконы, написано много статей и книг, в которых представляются разные трактовки как относительно целого образа, так и отдельных его деталей. И неудивительно, что споры вокруг иконы не утихают и поныне. Ведь икона, будучи выражением откровения Бога человеку, не поддаётся рациональным просчётам и не может открыться всякому любопытствующему уму. «Троица» стала своего рода продолжением учения и богословия преподобного Сергия Радонежского, основателя Троицкой обители.
 
Дело в том, что жизнь и аскетический подвиг преподобного Сергия основывались на молитвенном созерцании тайны Троичного Божественного Бытия. Бог, как учит Святая Церковь, Един и одновременно Троичен в Лицах: Един по Существу и Своему Божественному Началу, но являемый и познаваемый в Трёх Лицах. Эти Лица пребывает в Вечной Любви и Единстве. Для преподобного Сергия опыт созерцания Бога и Его Троичного Единства стал тем, что он передал нам – своим потомкам, заповедуя «любовью и единением спасаться». Будучи, как выразился русский писатель Борис Шергин, «голосом совести русского народа», преподобный Сергий «вдохнул» в русского человека веру в это единство, распростирающееся на все сферы его жизни. Святой Сергий подарил нашему народу «ключ» к духовному росту. Это осознавали его современники, тем более ученики, в числе которых и был преподобный Никон Радонежский.
 
Таким образом, возрождение русского народа в то время, когда его отечество раздирали междоусобицы и татаро-монгольское иго, нашло себе точное выражение именно в богословском языке. Изображаемые на иконе Андрея Рублёва Лица Святой Троицы пребывают в необыкновенном для обыденного сознания согласии. Детали Ангелов, символизирующих Божественные Ипостаси, выражают Любовь, как бы ведущую их к одной «точке» Бытия и соединяющую их там воедино … Невидимое становится почти видимым. Бог позволяет человеку обнаружить между красками и цветами иконы вектор, направляющий наше духовное зрение горе́, туда, где человек становится причастником Бога. Имея то, что искусствоведы называют обратной перспективой, икона «включает» в себя её созерцателя. Свободное место с одной стороны престола (именно со стороны зрителя) существует для него – соучастника Божественного бытия, не того, кто просто рассматривает «игру» цветов и красок, а того, кто жаждет сердцем познать бытие Единосущной Троицы.
 
Итак, обитель, основанная на духовном опыте преподобного Сергия в XIV веке, вскоре после его кончины и обретения честны́х мощей получила и свой соответствующий символ – икону «Троица», в каком-то смысле сотворённую целой духовной школой, не только преподобным Андреем Рублёвым. Изъятие её в годы богоборчества из своего «дома» стало тоже своего рода символом – символом распада духовной составляющей нашего народа. Поэтому, по случаю передачи иконы обратно – Троице-Сергиевой лавре, святейший патриарх Кирилл очень точно заметил, что это событие является историческим и символическим для нашей страны. Ведь, действительно, вне Свято-Троицкой Сергиевой Лавры икона оставалась лишь произведением искусства, но не тем – бо́льшим, чем она является на самом деле. В данном же событии усматривается возрождение народного самосознания, в контексте которого и становится понятным, что эта святыня непременно должна быть именно там, где она родилась, став плодом и одновременно выражением религиозных исканий игумена земли русской – преподобного Сергия Радонежского, а в его лице и целого народа. 

Священник Александр Гапко.



Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.