И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от

Отца исходящаго. Иже со Отцем и Сыном споклоняема и
сславима...
Из Никео-Цареградского Символа Веры
 
Дух Святой, третья Ипостась в едином Боге, есть такой же Истинный Бог, как и Бог Отец и Бог Сын Божий. Так веровать в Духа Святаго научает нас Откровение Божие, так верила изначально и научает верить Святая Церковь.
Не признавая Святую Троицу, секта «Свидетели Иеговы» закономерно отрицает личностность и Божественность Святого Духа, придавая Ему роль некой силы, исходящей от Бога Иеговы, схожей с электрическим током: «Бог живет на небесах. Однако Его святой дух, Его невидимая действенная сила может быть ощущаема везде, по всей вселенной. Электростанция находится в определенном месте в городе или около него. Но она снабжает электричеством всю окрестность. Подобно этому обстоит дело с Богом» («Ты можешь вечно жить в раю на земле», Германия, 1989 г. с. 36–37).
Мысль о том, что Святой Дух — не Бог, а лишь безличная неодушевленная сила или энергия, постоянно насаждается в литературе секты («Сторожевая Башня» 15.10.1993 г., с. 30 – «Верить ли в Троицу», Германия, 1998 г., с. 20–22 и т.д.).
Если рассмотреть те места Святого Писания, где упоминается Дух Святой, то мы видим наличие артикля to pneuma, (в отличии от тех случаев, когда говорится о ветре, духе человеческом и т.п.), который подтверждает, что говорится о Личности: «Дух Божий» (Быт.1, 2; Мф. 12, 28; 1 Кор. 2, 11), «Дух Мой» (Быт. 6, 3; Иоил. 2, 28), «Дух Господень» (Суд. 3, 10; 11, 29), «Дух Истины» (Ин. 15, 26), «Дух Отца» (Мф. 10, 20) и т.д.
Дух Святой прежде всего как Личность может огорчаться – «Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его» (Исайя, 63, 10), учить – «Утешитель же, Дух Святый... научит вас всему» (Ин. 14, 26), «Ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Луки, 12, 12), творить – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов, 33, 4), освящать – «Дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15, 16),знать и предсказывать будущее – «Ему было предсказано Духом Святым» (Луки, 2, 26), быть оскорбленным – «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия» (Ефес. 4, 30).
О том, что Дух Святой – Бог, было известно уже в Ветхом Завете: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева…» (2Цар. 23, 2-3). Из приведенных слов видно, что для царя и пророка Давида говоривший в нем Дух Господень был Богом Израилевым.
Из свидетельств Нового Завета мы знаем, что совершенное ведение Бога, по словам Господа Иисуса Христа, принадлежит только Ему, так как «Отца не знает никто, кроме Сына…» (Мф. 11, 27). Но «Дух все проницает, и глубины Божии…» (1Кор. 2, 10), поэтому полное Боговедение, принадлежащее Сыну и являющееся признаком равенства с Отцом, принадлежит также и Духу Святому.
Святой Дух может отпускать грехи, что, как известно, Он и начал совершать через апостолов, с того момента, когда Господь «…дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся…» (Ин. 20, 22–23). Но «…кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2, 7). Поэтому мы делаем естественный вывод о Божественности Духа Святого.
Тот же «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках…» (Евр. 1, 1), давал откровения и апостолам Нового Завета: «…как Дух давал им провещевать…» (Деян. 2, 4). Но и в пророках Ветхого Завета говорил Дух, так как Моисей сказал: «…о, если бы все в народе Господнем были пророками,когда бы Господь послал Духа Своего на них…» (Чис. 11, 29). И действительно, пророки Ветхого Завета обычно говорили: «…так говорит Господь…» (Иер. 34, 2).Поэтому свят. Василий Великий, вспоминая, что «Павел, совокупляя воедино сие изреченное от Отца и Сына и Святого Духа, сказал, что «все писание богодухновенно» (2Тим. 3, 16), задает вопрос: «если в апостолах и пророках глаголет Дух, то спросите нечестивых: почему же Дух Святой не Бог, когда писание Его богодухновенно?».
И для Св. Апостола Павла Дух Святой был Богом. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16). Совершенно очевидно, что Дух Божий признается здесь Богом, ибо на христианах исполнилось обетование: «…как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них…» (2Кор. 6, 16; ср. Лев. 26, 12).
Понимание Духа Святого как безличной силы ведет к отказу от восстановления образа Божия в человеке, от обожения и, следовательно, от спасения. Тот, для кого Дух Святой не Бог, не собирает со Христом, но расточает, поэтому Господь говорит о таких людях: «…всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31–32). Именно поэтому упал мертвым Анания: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3–4). Свидетельствуя о смерти солгавшего Духу, апостол Петр подчеркивает, что тот согрешил против Духа Святого — Бога.
Дух Святой равен Отцу и Сыну и вместе с Ними прославляем (Мф. 28, 19); Он имеет одну с Ними Божественную природу (1Ин. 5, 7). Духом Святым открывались Божественные тайны пророку Исайе: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать?» (Ис. 6, 8–9). В переводе «Н. М.» в соответствии с еврейским текстом в этом стихе вместо слова «Господь» стоит слово «Иегова». В Новом Завете апостол Павел пишет: «…хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исию…» (Деян. 28, 25–26).
Значит, Господь Иегова и Дух Святой — одна Личность, один Бог.
 
Иерей Димитрий Беженарь

22.08.2006


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.